Жанр: RTS
Разработчик: FireFly Studios
Издатель: 2K Games
Количество CD в оригинальной версии: 2
Похожесть: Stronghold 2
Системные требования: Pentium III-800 MHz, 256 Mb RAM, 64 Mb 3D
Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 1 Gb Hard Disc
Space
Представления о Средних веках в разных кругах бытуют разные.
Кто-то восхищается романтикой тех времен, воспеванием прекрасных
дам и благородством рыцарей. Он мечтает туда попасть, пусть даже
в виртуальном обличье. Другой скажет, что времена те были
грязными и неустроенными. И начнет доказывать, что рыцари часто
ночевали чуть ли не в одном помещении с лошадьми, и люди не
мылись чаще, чем раз-два в год. Как ни странно, но в чем-то
правы будут и представители первого подхода, и приверженцы
второго. Но речь сегодня не о них, и даже не столько о самих
Средних веках (прозванных еще Темными). Речь пойдет об одном из
интереснейших явлений того периода — Замке. Да-да, именно так,
Замке с большой буквы. Ведь когда мы с вами представляем картины
Средневековья, в голове формируется образ мрачноватой каменной
цитадели, на стенах которой стоят лучники, кипят котлы с горящим
маслом, а под стенами же готовится к штурму войско врага. Или же
картина будет иной: расцвеченное шатрами, щитами и разноцветными
одеждами жителей турнирное поле, в центре которого сталкиваются
две громадины в доспехах на конях. А на дальнем фоне — снова он,
Замок, как молчаливый свидетель и символ эпохи.
Замок — не только примечательное явление Средневековье, но и
центр мира в играх, подобных Stronghold. Уже первая часть
проекта подарила нам неизбывную радость строительства
собственного каменного сооружения, способного отражать атаки
супостатов и быть защитой для населения окрестных сел. И вот
появилось продолжение, во многом развивающее традиции первой.
Давайте же вместе с вами совершим увлекательное путешествие по
окрестностям и внутренностям цитадели и посмотрим, из каких
кирпичиков FireFly построила здание Stronghold. А потом, присев
на дорожку перед путешествием на следующую страницу, вынесем
строгий вердикт, и определимся, стоит ли приобретать игру или же
оставить ее пылиться у продавца на полке.
Первое
нововведение (причем глобальное) — изменившаяся графика.
Разработчики приняли спорное, но необходимое в современных
условиях решение переехать в 3D. С одной стороны, после этого
некоторые пейзажи, юниты и здания стали выглядеть гораздо лучше,
с другой — минусов оказалось все же больше. Во-первых, игра
характеризуется сильной "тормознутостью". Если вы попробуете
выкрутить все настройки на максимум и после этого запустить
миссию, где надо много сражаться, то жестоко разочаруетесь.
Потому как при сражениях даже сто на сто человек (на больших
картах) количество FPS начинает падать, и Stronghold 2
стремительно скатывается в область "покадровых стратегий".
Во-вторых, в движке оказалось много багов, одним из которых
является проход юнитов друг через друга. Не смертельно, конечно
(и наверняка будет поправлено в будущем), но все равно
неприятно. Впрочем, с точки зрения замкостроительства польза от
3D и возможности обозревать окрестности с разных ракурсов просто
неимоверная. Теперь легко заметны дыры в обороне, а это очень и
очень важно. И еще хотелось бы отметить плюсиком возможность
перевести камеру в режим "вид сверху", позволяющий моментально
оценить план замка и прилегающих построек.
Жизнь, которая бурлит в замке, визуально выглядит вполне
прилично. Люди ходят по своим делам (каждого из них можно
отвлечь, и он выдаст свой комментарий о текущей ситуации или
жизни), летают птицы, течет речка. Во время штурмов солдаты
могут падать со стен от попаданий туда камней (впрочем, к
штурмам мы еще вернемся впоследствии). А лорд сидит в трапезной
с гостями, где ему подают еду слуги. Пока он пирует, лошади
перевозят дерево, а волы — камни. Волки атакуют крестьян, а
солдаты их защищают. В общем, жизнь феодального владения на
экране выглядит, как минимум, интересно.
Но чтобы жизнь кипела ключом, надо, чтобы ваша земля процветала
и прирастала зданиями. В процессе развития своего домена нам
придется думать как об экономической, так и о военной сфере
жизнедеятельности человека. Начнем, пожалуй, с экономики, ибо
без нее никакая успешная война просто невозможна. Базируется
экономика на двух китах — ресурсах и народонаселении. Люди
существа привередливые. Привлечь их в замок ничего не стоит, а
вот удовлетворить гораздо сложнее. Ведь у них есть показатель
настроения, и если он будет падать, жители начнут покидать ваш
домен. Соответственно, надо не только строить домики для
появления новых товарищей (кстати, появляются они весьма
оригинальным образом — просто возникают на полу в домах и бегут
к ближайшему костерку), но и кормить и поить их.
Настроение
народа зависит от множества факторов. Тут вам и уровень налогов,
и размеры рационов, которыми вы потчуете своих людей, и наличие
таверны (буде таковая есть, толпа страждущих незамедлительно
ринется туда, чтобы "промочить горлышко"), и "опиум для народа"
(сиречь, церковь). В зданиях можно посмотреть, сколько та или
иная постройка прибавляет к настроению. Иногда при задабривании
народа получаются курьезные ситуации. Простейший пример — можно
практически не выдавать съестных припасов, зато вдоволь поить
людей в тавернах, после чего еще и собирать налоги. И ничего —
все довольны и счастливы.
Люди нужны для того, чтобы работать в производственной и
добывающей отраслях. И в том, и в другом случае нам придется
построить ряд зданий. Ресурсов в игре много — есть среди них и
продукция сельского хозяйства, и природные ресурсы (вроде леса
или камня). Иногда приходится строить и вспомогательные здания.
Так, рядом с каменоломней обязательно стоит построить несколько
загонов для волов — иначе кто будет таскать камни на склад?
Практически всегда продукция, выходящая из недр предприятий
добывающей отрасли, может перерабатываться в товары народного
потребления. Скажем, хмель служит сырьем для производства пива,
а из шерсти делают ткани. Если предоставляется такая
возможность, то лучше все-таки построить полнокровное
производство, ибо от одного сырья проку мало. А вот конечный
продукт найдет спрос среди торговцев, и все останутся довольны —
вы заработаете деньги не отходя от кассы, а торговец перепродаст
купленное где-нибудь за тридевять земель, также наварив
кругленькую сумму.
Придется строить и вспомогательные здания. Мусорные кучи — чтобы
народ не сорил где попало. Колодцы — чтобы тушить пожары (к
которым вы быстро привыкнете, как к рядовому явлению). Таверны —
понятно для чего. И т.д. и т.п.
Немаловажное значение имеет забота о своем лорде (то бишь
хозяине замка). Если в первой части это был неприхотливый
товарищ, то теперь для процветания своих владений он требует
очень и очень многого. Ведь появился такой "ресурс", как
престиж, а его без соответствующей каждому благородному
господину жизни никак не накопишь. Придется строить специальные
здания, занимающиеся производством еды "только для дворянина".
Понадобится и многое другое. К примеру, кухня, где будут
готовить для лорда, спальня, без которой обзавестись женой ну
никак не получится… И только после того, как господин замка
обзаведется всем ему полагающим, престиж начнет расти, а тогда и
новые титулы, и новые владения станут вам доступны.
Конечно
же, придется заниматься не только торговлей, производством и
строительством, но и войной. А для этого понадобятся войска,
причем в больших количествах. Базовый вид войск — вооруженные
крестьяне. Эти товарищи с вилами практически ни на что
неспособны, и десятками ложатся под ударами рыцарей. Другое
дело, что для их производства не требуется каких-либо особенных
видов оружия, просто наличие бараков. А вот уже для копейщиков
(которые, впрочем, недалеко ушли от крестьян по силе) придется
ставить мастерскую, производящую копья. Аналогично с лучниками,
мечниками и, конечно же, рыцарями.
Сразу хочу отметить два момента, которые важно учитывать при
производстве войск. Во-первых, тот гражданин, который попадает в
армию (для создания войска надо иметь хотя бы несколько
незанятых жителей), уже не учитывается в лимите населения, а на
его место (при условии высокого уровня настроения) приходит
замена. Следовательно, можно создать огромную армию, даже имея
всего несколько свободных людей. Второй нюанс — скорость
производства оружия и снаряжения в кузницах и прочих аналогичных
постройках удручающе низка. Соответственно, чтобы отбиваться от
компьютерного оппонента, который плодит армию невиданными
темпами, придется строить очень много зданий военной
промышленности. А иначе — быть вам битыми, и никакие стены не
спасут.
Кстати, о стенах. Количество доступных вариантов при постройке
замка возросло. Вам не составит труда воссоздать замок своей
мечты — было бы на карте подходящее место. А вот с ним как раз
проблема — частенько нам придется три раза подумать (благо, есть
режим активной паузы), прежде чем приступить к размещению
построек. Иначе потом может оказаться, что несколько очень
важных зданий почему-то стоят вне пределов стен, и первый же
отряд противника резко ухудшит экономическое состояние нашей
"державы".
Конечно же, лучше всего ставить каменные стены — их и разрушать
труднее, и оборонительных возможностей они имеют больше. Но если
уж совсем припекло, всегда можно соорудить на скорую руку
деревянный частокол — какая-никакая, а защита. Зато потом, когда
первый натиск врага уже отбит, начинается самое интересное —
планировка и постройка каменного замка. Внимательно следите за
завершенностью стен, обращайте внимание на верное размещение
башен, старайтесь сделать атакующим как можно больше "гадостей",
строя за стенами извилистые "коридоры смерти" и помещая на стены
оборонительные "фишки" (в духе бревен, масла и тачек с камнями).
И тогда коварный вражина, буде он решит покуситься на вашу
независимость, жестоко об этом пожалеет.
А незваных гостей, уж будьте спокойны, — просто масса. Значит, и
оборону надо строить на совесть, не откладывая это важнейшее
дело на потом. Вообще, штурмы замков и их оборона — одни из
красивейших моментов. Вот под стенами собирается толпа народа и,
подбадривая себя криками, бежит в атаку. Свистят камни, пущенные
из катапульт, а в небе висят десятки стрел, готовясь обрушиться
на головы людей. Первая волна нападающих добегает до стен,
останавливается и начинает устанавливать лестницы (за это
отвечают специальные товарищи, нигде не разлучающиеся с этими
штурмовыми приспособлениями), а в это время часть нападающих
разбивает ворота тараном. Пока суд да дело, обороняющиеся
отталкивают лестницы от стен, спускают вниз камни и бревна
(последние — так и вовсе являются ультраоружием, они не один раз
спасали меня в почти безвыходной ситуации). На одном из участков
стены защитники не смогли справиться с обороной, и нападающие
прорвались — начинается жуткая резня, а атакующие прорываются за
крепостные стены. Схватка переходит на "улицы" города — волна
атакующих рвется к цитадели и на подступах к ней последние
резервы обороняющихся пытаются выправить ситуацию. Но уже
поздно, и вот сам лорд вступает в бой, и падает поверженным под
мечами рыцарей противника. Все. Замок взят. Занавес.
В игре даже есть специальный режим, посвященный именно штурмам
величайших цитаделей европейского континента. Попробуйте
оборонить один из замков Великобритании, Германии или Испании от
превосходящих сил врага или же сами станьте в атакующую позицию,
и докажите, что могли бы командовать средневековым войском не
хуже великих полководцев древности.
К сожалению, в боевом движке встречается множество недочетов,
портящих всю картину. Так, люди на стенах (и под ними) зачастую
ведут себя неадекватно, отказываясь выполнять ваши указания.
Иногда наступающие заходят в тупик и не могут найти способа
взять замок. Более того, разработчики не смогли предусмотреть
всего, и уже сейчас есть несколько рецептов строительства
замков, выглядящих в реальности полным бредом, но великолепно
работающих в игре. Впрочем, если не пользоваться такими
приемчиками, удовольствие от игры вы обязательно получите.
Раз уж я упомянул об одном из режимов игры, не будем забывать и
об остальных. Главный, конечно же, — кампания. Их две — военная
и экономическая. Но не стоит думать, будто бы в военной кампании
вам не придется отстраивать замок, а экономическая напрочь
лишена сражений. Просто по названию кампании легко определить,
какой элемент геймплея будет превалирующим. Кстати, военная
кампания (именуемая Lost King) мне показалась интереснее. Можно
также поиграть в режиме свободного строительства или сразиться с
оппонентом в Kingmaker (он же skirmish). Ну и наличествует еще
несколько заданных сценариев, каждый со своими целями и
задачами.
Звуковое сопровождение игры выше всяких похвал. Великолепно
подобрана музыка (по-моему, лучший выбор композиций для
"средневековых" игр сделать очень сложно). Хорошо поставлен
голос комментатора и реплики главных персонажей вкупе с жителями
замка. Разве что иногда раздражает подсказчик своими воплями о
случившемся пожаре или иной катастрофе, но это вполне можно
пережить.
Что ж, наше с вами путешествие по замку и окрестностям окончено.
Мы побывали в различных местах, разобрались, как работает
экономика, поговорили о военных действиях и строительстве
укреплений. Настала пора закругляться и делать выводы. А выводы
будут явно в пользу Stronghold 2.
Оценка 7
Хотя в игре и много багов, она частенько подтормаживает, иногда
AI даже заходит в тупик, — это не мешает проекту быть лучшей на
сегодняшний день замкостроительной стратегией, ибо построить
свой собственный замок, пусть даже и не совсем настоящий,
хочется многим. А Stronghold 2 предлагает нам осуществление
этого желания на практике. Вердикт однозначен — рекомендовано к
просмотру. Только высокое количество ошибок и недочетов вынудило
меня поставить Stronghold 2 столь низкую оценку.
|